Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Промежуточные итоги «Золотой маски»

09 ноября 2015
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ Новая Сибирь
ВПЕРВЫЕ за всю историю существования труппы спектакль новосибирского театра «Старый дом» вошел в основную программу премии-фестиваля «Золотая маска». Возможность побороться за главную театральную премию страны по итогам сезона 2014-2015 годов получили нашумевшие «Элементарные частицы». Выписанный средствами постдраматического театра спектакль про Академгородок показался экспертному совету форума сверхактуальным и интересным не только с точки зрения темы и сюжета, но и в плане эстетической формы. Как следствие, на соискание престижной награды «Элементарные частицы» заявлены сразу в трех номинациях: спектакль малой формы, работа режиссера (Семен Александровский), работа художника (Алексей Лобанов). 
   Спектакль «Элементарные частицы» — проект, посвященный мифологии и истории Академгородка. Это первая попытка театрального осмысления «биографии» одного из важнейших исследовательских пространств Новосибирска и России. Специально для этого проекта Вячеслав Дурненков, обладатель всевозможных наград в мире современной драматургии, написал текст, основанный на архивных документах, книгах и интервью с известными жителями Академгородка. «Академгородок — это не просто точка на карте. Это место силы. Вернее, то место, где сталкивались встречные потоки, возникали турбулентность, хаос, синергия; была воплощена в жизнь советская Утопия о городе науки, городе будущего, главной магистралью в котором стала научная мысль. Что происходило там в 60-е? Зачем нам сейчас думать об этом? Что общего у нас с людьми того времени? Почему эти сумасшедшие, дерзкие люди лезли на рожон и дискутировали с властью? Может ли повториться такое? Разумеется, наш спектакль — это прежде всего рассказ о людях. Ученый был героем своего времени. Он увлеченно вкалывал в лаборатории, ухаживал за женщинами, слушал джаз и Галича, давал премии Стругацким, бегал на лыжах и верил, что наука спасет мир», — поясняет Вячеслав Дурненков. 
   Главный вопрос, который оказывается в центре внимания постановщиков, — возможно ли построить остров научной и культурной свободы в закрытом государстве? Важная часть спектакля — это «Письмо 46-ти», которое подписали новосибирские ученые в поддержку московских диссидентов, а после — начали подвергаться последовательной травле. Для режиссера Семена Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова именно этот исторический эпизод стал поводом для размышления о закономерностях, приводящих любую солнечную утопию к катастрофе. 
   Вхождение «Элементарных частиц» в шорт-лист «Золотой маски» — это первая номинация в основной программе в истории театра, но не первое участие в фестивале. В 2013 году спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» (по тексту Вячеслава Дурненкова, режиссер — Семен Александровский) участвовал в проекте «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая маска». В 2014 году в длинный список премии вошла постановка «Пер Гюнт» в режиссуре Антонио Лателла. 
   По итогам минувшего сезона «Старый дом» стал единственным новосибирским театром, представленным в программе премии-фестиваля. Большие шансы, по мнению профессионального сообщества, были бы у Новосибирского театра оперы и балета. Печально известному спектаклю «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина буквально с первых показов прочили победу в номинациях для музыкального театра. Однако скоропостижное снятие постановки с репертуара изменило расстановку сил и сделало невозможным участие коллектива в «Золотой маске». Тот же человеческий фактор оказал медвежью услугу одноактному балету «Сны под свинцовым небом» в хореографии Эмиля Фаски. 
   В сложившейся ситуации порадоваться можно только одному: не смея претендовать на оперу и балет, Новосибирск не оплошал в мюзикле. Спектакль «Вий» театра музыкальной комедии выдвинут на соискание «Золотой маски» в четырех номинациях — лучший спектакль в жанре, лучшая мужская роль (Дмитрий Савин), лучшая работа художника (Кирилл Пискунов) и художника по свету (Иван Никитин). Кроме того, в лонг-лист главной премии страны вошло сразу три драматических названия: «Довлатов. Анекдоты» («Красный факел, режиссер — Дмитрий Егоров), «Король Матиуш» (театр «Глобус», режиссер — Полина Стружкова), «Путешествие Алисы в Швейцарию» («Асфальт-театр», режиссер — Сергей Чехов). Согласно официальному протоколу, эти спектакли до последнего находились в поле зрения критиков, однако немного не дотянули до финишной прямой. 

В статье упомянуты:


спектакли: