Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

Новосибирские театры поздравили с 300-летием Пермь

04 декабря 2023
Юлия Щеткова Новая Сибирь

В ноябре театр «Старый дом» побывал в Перми, где в рамках гастролей спектаклей-победителей Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» трижды сыграл драму «Танцующая в темноте» в постановке режиссёра Елизаветы Бондарь. Визит новосибирцев вошел в большую юбилейную программу празднования 300-летия Перми, открыл которую в сентябре Новосибирский музыкальный театр со своим рок-мюзиклом «Фома»: в честь дня рождения города на главных арт-площадках были представлены спектакли-лауреаты «Золотой Маски» последних трёх лет из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

 


Артисты театра «Старый дом» и режиссер Елизавета Бондарь на показе спектакля «Танцующая в темноте» в Перми

 

Для Новосибирска спектакль «Танцующая в темноте» ‒ одна из главных театральных достопримечательностей последних сезонов. Драму, основанную на сюжете одноименного фильма Ларса фон Триера, поставила в 2021 году режиссер Елизавета Бондарь, сочинив на основе знакомого сюжета противоположную по смыслу историю. Лирический взгляд на главную героиню киноленты ‒ мигрантку Сельму, которая жертвует собственной жизнью во имя спасения своего ребенка, ‒ на сцене заменил взгляд критический, культ жертвенности был развенчан, а романтический налет сознательно снят.

 

«Эта история сложилась несколько лет назад, — рассказывает режиссер спектакля «Танцующая в темноте» Елизавета Бондарь. — Для меня в подходе к работе над этим произведением было важно, что у меня есть какие-то точки соприкосновения и несоприкосновения с ним. Я адепт музыкального театра и, когда училась, то меня “Танцующая в темноте” очень захватывала, ‒ я мечтала когда-нибудь поставить этот мюзикл. Но жизнь распорядилась таким образом, что я больше работаю в драматическом театре. И когда я начала работать над “Танцующей”, то поняла: точек соприкосновения нет, есть только ‒ несоприкосновения. Мне страстно нравилось это произведение. Но всегда казалось, что лиризм Триера, который обжигает героиню, он двойственный. Бьорк создала свой индивидуальный образ, но в фильме он у меня двоился. Я не понимала: какое у режиссёра отношение к этой героине? Мне показалось, что у Ларса фон Триера был какой-то другой замысел. Я его почувствовала. И попыталась в нашем исследовании рассказать, что поступки героини можно по-разному интерпретировать».

 

 

Музыкально-звуковую среду спектакля создал композитор Николай Попов, соединив в единое музыкальное полотно три сферы жизни главной героини ‒ быт, работу на заводе и воображение, куда теряющая зрение и связь с реальностью Сельма убегает от настоящего. «Нам показалось интересным попробовать создать музыку из звуков станков, движения машин, журчания рек и пения птиц. Этот тот самый слышимый мир, в котором существует главная героиня.  Мир, куда она все больше и больше погружается», — подчеркивает композитор спектакля Николай Попов.

 

В 2022 году «Танцующая в темноте» была номинирована на премию «Золотая Маска». Спектакль боролся за победу в пяти номинациях ‒ «Лучший спектакль малой формы в драме», «Лучшая работа режиссера» (Елизавета Бондарь), «Лучшая женская роль» (Вера Сергеева), «Лучшая мужская роль второго плана» (Андрей Сенько) и «Лучшая работа художника по свету» (Игорь Фомин). Решением жюри награды удостоился создатель световой партитуры.

 

 

«Это музыкальный спектакль, в котором свет и звук составляют единую ткань, — говорит лауреат премии «Золотая Маска», художник по свету Игорь Фомин. — Поэтому, сочиняя световую партитуру, я плотно работал с композитором Николаем Поповым, что в драматическом театре происходит достаточно редко. В результате мы создали электронную звуковую партитуру, в которой прописан не только звук, но и свет – более трехсот переходов. И управляются они звукорежиссером с одного компьютера. Получилась застроенная практически посекундно ритмическая конструкция, куда еще на репетициях вошли артисты. И если все действия и движения исполнителей строго расписаны, то сам спектакль можно играть в любом месте: хоть в театре, хоть в ДК, хоть в поле ‒ лишь бы было электричество. Это открывает большие возможности для гастролей».

 

Гастрольные поездки в жизни «Танцующей в темноте» действительно случаются ежегодно. За два года своей творческой биографии спектакль успел побывать в Москве на фестивале «Золотая Маска», посетил Екатеринбург в рамках Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция», а нынешней осенью отправился поздравлять с 300-летием Пермь, где, как сообщает пресс-служба театра «Старый дом», был «эмоционально встречен пермской публикой, которая щедро делилась отзывами в личном общении с коллективом театра и социальных сетях». Новосибирские артисты трижды сыграли «Танцующую в темноте» на сцене Пермского ТЮЗа, и все три показа прошли с аншлагами.


В статье упомянуты: