Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

05 Мая, воскресенье

Тетки

подробнее>

Будущее в прошедшем

22 января 2015
Роман Должанский Коммерсант
Пьеса, написанная известным драматургом Вячеславом Дурненковым, построена на документальном материале: в ее основе — разговоры создателей спектакля с учеными из знаменитого новосибирского Академгородка. В спектакле они остались анонимами, но понятно, что общались авторы "Элементарных частиц" преимущественно с ветеранами — большая часть спектакля посвящена собственно идее этого особого научного "заповедника", созданного в конце 1950-х годов недалеко от Новосибирска.
 
Александровский и Дурненков пытаются выяснить генезис социального эксперимента, предпринятого советским режимом. После смерти Сталина власти осознали, что развивать науку по "шарашкам" больше не получится, для новых побед нужны не тюрьмы, а вольницы — вот и задумывался сибирский научный центр как некое идеальное сообщество, город будущего, предназначенный стать островком свободы и творчества. Как известно, в Академгородке действительно было разрешено больше, чем в стране. Чтобы подчеркнуть утопический характер этой затеи, диалоги первой части спектакля, в оригинале, очевидно, бывшие мемуарами, переведены в будущее время. Получается своего рода future in the past — реальность превращена в воздушный замок.
 
В роли "воплотителя" здесь выступает художник Алексей Лобанов: экран-задник постепенно заполняется изображениями тех же нехитрых предметов обстановки, которые мы видим на первом плане. Несколько одиноких, тоненьких деревьев, которые стоят сбоку сцены, словно воплощают хрупкость — не столько сибирской природы, сколько всего живого. Конечно, не выдерживает испытания и благословенная обитель Академгородка. Семен Александровский ставит спектакль о том, что никакие "островки" на самом деле невозможны, что нельзя огородить оазис свободы посреди пространства, где свобода не является общей ценностью.
 
Водораздел Семен Александровский проводит по известному "письму сорока шести" — заявлению новосибирских ученых по делу активистов самиздата, привлеченных в 1968-м году к уголовной ответственности. Проводит действительно с помощью воды: на сцене идет настоящий дождь, и все время, пока разыгрывается драматическая история с выявлением и наказанием авторов письма, их травлей и принуждением к покаянию, персонажи спектакля проводят под зонтиками — сжавшиеся, потускневшие, озябшие, словно провожающие в последний путь свои несбывшиеся мечты. Вообще, "Элементарные частицы" звучно перекликаются со спектаклем Дмитрия Волкострелова "Новый мир. 1968 год", в котором тоже шла речь о разбитых надеждах и были использованы материалы суда над участниками демонстрации против ввода советских войск в Чехословакию. Переклички неслучайны — оба, Волкострелов и Александровский, были ключевыми участниками "группы юбилейного года" на Таганке. Опыт создания документальных спектаклей в рамках того проекта наверняка пригодился Александровскому и в Новосибирске.
 
Сказанное относится не только к работе с материалом, но и к работе с актерами. Сергей Дроздов, Олеся Кузьбар, Анатолий Григорьев, Тимофей Мамлин и Яна Балутина весьма точны в интонациях и чутко аккомпанируют друг другу, хорошо понимая различия между эпизодами "Элементарных частиц". В последней, третьей части персонажи академической истории оказываются отодвинуты вглубь сцены — они сами, словно ненужная мебель, вытеснены куда-то на обочину. И что с того, что мы слышим голос вдохновленного юноши, видимо, ученого новой эпохи, по-прежнему уверенного в том, что наука способна творить чудеса, управляя не только климатом, но движением планеты. Но сами люди, нерасщепляемые частицы истории, выглядят изгнанниками, какими-то "вишневосадцами", лишившимися собственного дома. Можно воспринимать финал спектакля обостренно-социально, можно философически-экзистенциально, но равнодушным он оставить не может. Тем более сегодня, когда страна вновь решила запустить известный механизм: все, кто верят в себя и мечтают, рано или поздно оказываются либо жертвами, либо изгнанниками.

В статье упомянуты:


спектакли: