кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

Здание театра до реконструкции. Проект А.Д.Крячкова

История уникального передвижного театра Новосибирска началась в 30-е годы прошлого столетия. В свои первые годы театр существовал как филиал драматического театра «Красный факел», и работал в основном в Новосибирской области.

Репертуар новой творческой организации складывался из пьес А.Корнейчука, М.Горького, А.Островского, помимо спектаклей, практиковали «вечера малых форм» – песни, танцы, художественное слово. Первые серьезные творческие достижения были связаны с именем Анисима Рогачевского, исповедовавшего яркий, радостный, костюмный театр. Его спектакли по произведениям Ж.-Б.Мольера, К.Гольдони, Ф.Шиллера заложили основы художественной политики коллектива.

А. Рогачевский

Уже в эти годы гастрольная биография новосибирского передвижного театра стремительно развивалась. К примеру, в 1937 г. театр посетил 17 районов, сыграл 244 спектакля перед 300 зрителями на каждом, перевыполняя все сформулированные планы и повышая суммы сборов. Достойным фактом в гастрольном списке театра, который в 1943 г. получил статус Областного драматического, стало участие в творческой командировке на фронты Великой Отечественной войны.

Начало 1960-х г.г. ознаменовано появлением яркого художественного лидера – Семена Иоаниди. Его стараниями и при поддержке начальника отдела культуры Новосибирской области Н.Чернова произошло событие, предопределившее судьбу коллектива. В 1967 г. один из первых передвижных театров Сибири получает стационарную сцену в здании архитектора А.Крячкова. Это становится беспрецедентным фактом, поскольку практически все подобные коллективы в России были расформированы. Поселившись на берегу Оби, Областной драматический театр обрел атмосферу камерности и уюта. На новой сцене выходят спектакли «Коварство и любовь» Ф.Шиллера и «Средство Макропулоса» К.Чапека, на которые вскоре становится невозможно достать билеты. 

В 1975 г. в Облдраму приходит новый режиссер – ВладимирЧернядев, выпускник ЛГИТМИКа, ученик Г. Товстоногова. Он начинает смело использовать возможности необычной сцены для доверительного диалога на темы современных авторов А.Вампилова, А.Володина, В.Распутина.

Спектакль Новой вехой в истории Областного драматического стал приход Изяслава Борисова. В 1980 году он занимает в театре должность главного режиссера. Его имя в истории Областного драматического определило новую художественную эпоху. В это время здесь работают известный композитор Г.Гоберник, художник В.Фатеев, артисты Е.Важенин, А.Узденский, А.Невраев, Л.Одиянкова, Г.Алехина, Х.Иванова. Спектакли И.Борисова «Луиза Миллер» Ф.Шиллера, «Прежде, чем пропоет петух» И.Буковчана и др. получают положительный отклик не только сибирской прессы, но и таких известных российских театроведов, как М.Швыдкой, А.Иняхин, А.Вислов.

 

В 1991 г. на премьерной афише спектакля «Волки и овцы» А.Островского появилось имя режиссера Семена Верхградского. Через год он принимает художественное руководство Облдрамой и вместе с новой художественной программой театр получает новое название – «Старый дом».

Спектакль

В 1992 году в театр пришел новый режиссер - Владимир Оренов (зам. главного редактора журнала «Театральная жизнь», автор и ведущий программы «Фрак народа»). Его постановки всегда вызывали большой интерес как у зрителей, так и у критиков. Среди его спектаклей были детектив А.Червинского «Пока все о’кей», «Мириам» по пьесе О.Юрьева, «Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера, спектакль «Играем Довлатова» и др. Примечательно, что Дон Жуана и другие мужские роли по воле режиссера в спектакле сыграли актрисы-женщины. В 2003 году Оренов возглавил художественное руководство «Старым домом» и пробыл в должности худрука до окончания сезона 2004-2005 годов.

 

В сезоне 2008/2009 гг. театр отметил 75 лет своего существования. Театр начал подготовку к 75-летнему юбилею с воссоздания своей истории. В результате в 2008 году из печати вышел не просто «буклет к знаменательной дате», а книга Елены Климовой «Ремарки на полях истории». Это документальная история необыкновенной бродячей труппы, вольной, несмотря на тиски планов и обязательств, веселой, дружной и влюбленной в театр. В этой истории есть свои неразгаданные тайны, свои герои, есть победы и трагедии — словом все, что и должно быть в хорошем романе и в жизни.

Книга Елены Климовой

За годы своего существования театр «исходил» и «изъездил» миллионы километров по Новосибирской области, с ним хорошо знакомы зрители не только в российских , но и в зарубежных городах. «Старый дом» - участник различных Всероссийских и Международных фестивалей. Со своими спектаклями он гастролировал во многих городах России, а так же в Германии, Польше, Украине, Швеции, Японии, Молдавии, неоднократно - в Москве и Санкт-Петербурге. В 2008 г. театр внесен в Книгу рекордов Новосибирской области как «Самый гастролирующий коллектив Новосибирска».

Главной идеей театра «Старый дом» с момента его создания стало приобщение новосибирских зрителей к опыту мировой художественной культуры. В репертуаре новосибирского театра, соседствуют и классические тексты, и ультрасовременные. Это театр, в котором экспериментируют не только с литературным материалом, но и со способом актерского существования – традициями условного театра, и театра, основанного на остропсихологическом переживании.

В 2010 году театр "Старый дом" был занесен в "Золотую книгу культуры Новосибирской области".

В 2011 году театр «Старый дом» инициировал проект «Дни итальянского театра в Новосибирске» в рамках Года российской культуры и русского языка в Италии и Года итальянской культуры и итальянского языка в России, итогом которого стала постановка итальянского режиссера Антонио Лателла (STABILE/MOBILE) трилогии "Электра", "Орест", "Ифигения в Тавриде" по мотивам древнегреческих трагедий Еврипида.

На площадке «Старого дома» постоянно проводятся мастер-классы, семинары, лаборатории, посвященные проблемам новой драмы и современной режиссуры.

В планах - большая реконструкция, которая не только изменит внешний вид здания, но и откроет перед театром новые перспективы. У «Старого дома» появятся большая и малая сцены, а также современные театральные технологии, что, несомненно, повлияет на качество и формат постановок. Планируется, что нынешний фасад «Старого дома», как один из главных символов театра, органично впишется в новый облик здания.