кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Театр "Старый дом" одновременно покинули главный режиссер и главный художникЮрий Татаренко, «Новая Сибирь, 26.03.2010»

Линас Зайкаускас: Мне сделали предложение, от которого я не смог отказаться
ЗА ТРИ МЕСЯЦА до окончания театрального сезона новосибирский драматический театр «Старый дом» остался без главного режиссера и главного художника. Литовский режиссер Линас Зайкаускас и его супруга (сценограф и художник по костюмам Маргарита Мисюкова) досрочно расторгли контракт с «самым гастролирующим театральным коллективом города» и переехали в Челябинск, где известному постановщику предложили аналогичный пост в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова. Дирекция новосибирского театра отставку главрежа приняла, оставив за собой возможность дальнейшего приглашения режиссера на отдельные постановки.


Выпускник Ленинградской музыкальной академии им. Н. А. Римского-Корсакова Линас Зайкаускас поставил более сорока драматических и оперных спектаклей в театрах России, Польши, Литвы, Румынии, Турции и Украины. Служил главрежем драматического театра в Вильнюсе, работал генеральным директором и режиссером Театра Повшехны в Польше, возглавлял омский «Пятый театр». Преподавал актерское мастерство в Музыкальной академии Литвы, историю европейской культуры — в Паневежиской консерватории, работал преподавателем рекламы в Высшей школе журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве. К сотрудничеству с новосибирским театром «Старый дом» господин Зайкаускас приступил в 2007 году — сначала как координатор международных проектов, затем в качестве главного режиссера театра. При его содействии на сцене «Старого дома» появились спектакли известных грузинских постановщиков и легендарного польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси. Сам представитель литовской режиссерской школы подарил новосибирской публике два спектакля по Чехову и мелодраму по пьесе Ивана Вырыпаева. Будучи главрежем «Старого дома» Линас Зайкаускас планировал создать в Сибири уникальный стационарный театр с широкой фестивальной программой международного масштаба. Набирал молодежь, мечтал о приглашении известных российских актеров, атаковал разнокалиберные театральные форумы, однако на исходе нынешнего сезона резко сменил направление. Так подошел к концу самый неоднозначный и амбициозный период в новейшей истории «Старого дома». 23 марта господин Зайкаускас вместе с супругой и детьми покинул наш город. В Челябинске Линаса, по его же словам, ожидает пост художественного руководителя, однако, по версии директора челябинской драмы, пока в штатном расписании театра нет должности худрука, поэтому литовский театральный мастер будет представлен труппе как главный режиссер. Что любопытно: бывший главреж «Старого дома» приезжал в челябинский театр с рабочим предложением еще несколько лет назад, когда тамошний коллектив возглавлял активно сотрудничающий с новосибирским «Глобусом» режиссер Владимир Гурфинкель, однако даже не был принят для проведения переговоров.

— Линас, что побудило вас покинуть театр за три месяца до окончания сезона?
— Челябинцы сделали мне предложение, от которого я не смог отказаться. Перейдя в Челябинский академический драматический театр, я, так сказать, пошел на повышение. В Новосибирске я был главным режиссером, а в Челябинске мне предложили пост художественного руководителя. Кроме того, там больше сцена, зрительный зал на девятьсот мест и, соответственно, выше дотации и зарплаты.
— Как отнеслось руководство «Старого дома» к досрочному расторжению контракта с вашей стороны?
— За три года я успел полюбить и театр, и город, но не думаю, что мой уход будет кем-то болезненно воспринят. Мы расстаемся по-доброму. Я бы даже сказал, в нежных чувствах. Со «Старым домом» я буду сотрудничать и впредь. В частности, директор театра Антонида Александровна Гореявчева предложила мне следующей зимой приехать в Новосибирск на постановку.
— Линас, давайте попробуем подвести итоги вашего пребывания на посту главного режиссера. Что вам удалось за эти два с половиной года сделать?
— Прежде всего нам удалось сделать так, что о театре «Старый дом» вновь с уважением заговорили в Новосибирске. Мы стали в хорошем смысле этого слова конкурентами другим театральным коллективам города. Также я имел самое непосредственное отношение к внутреннему росту некоторых артистов. На моих глазах раскрылись Наташа Пивнева, Василий Байтенгер, Эльвира Главатских и другие. Их таланты проявились бы в театре и без меня, но все же я горжусь тем, что это произошло «под моим чутким руководством». Мы начали формировать молодежное поколение театра, а это самое трудное в работе режиссера с артистами. Молодых очень непросто «раскусить». Одного таланта недостаточно. Нужен еще и практический опыт. И в этом смысле, на мой взгляд, самая большая перспектива у Яны Балутиной. От спектакля к спектаклю прибавляет Максим Гуралевич. Прекрасно играет в «Калеке с острова Инишмаан» Сергей Дроздов.
— А что же так и не получилось сделать?
— В том, что не получилось, нужно обвинять глобальный экономический кризис. У нас сорвалось множество поездок, включая гастроли театра по восьми европейским странам. Не приехали на постановку четыре очень интересных зарубежных режиссера из Египта, Польши, Литвы и Финляндии, с которыми уже были оговорены условия и конкретные сроки выпуска спектаклей. К сожалению, из-за нехватки средств мы были вынуждены отказаться от их услуг и таким образом, я думаю, потеряли четыре очень хороших спектакля. Лично я не успел поставить «Оркестр «Титаник» и «Ночь Гельвера», но в планах «Старого дома» эти два названия остаются.
— Помимо потери запланированных спектаклей при вас «Старый дом» покинули два ведущих актера.
— Владимира Борисова и Андрея Бутрина никто не выгонял из театра. Они уходили туда, где, как им казалось, им будет лучше. Но, повторюсь, посмотрите, кто к нам пришел!
— Каким вам сегодня перед отъездом представляется театральный Новосибирск?
— Новосибирск театральный — это в первую очередь, конечно же, опера. Что касается местных драматических театров, то всей России известны «Красный факел», «Глобус», ГДТ Сергея Афанасьева. Это действительно хорошие театры, и я желаю им и впредь ставить хорошие спектакли. В искусстве ведь как в спорте: сегодня ты бежишь, а завтра подвернул ногу — и привет! Хорошую форму очень нелегко поддерживать, но еще труднее ее восстанавливать. Так что — удачи и творческих успехов каждому из этой троицы. Хотя нет — четверке лучших: теперь к ним с полным правом можно отнести и «Старый дом». Я считаю, что наши спектакли «Ворон», «Тереза Ракен», «Калека» и, конечно же, мои постановки украшают театральную афишу не только театра, но и всего города.
— Вы поставили в «Старом доме» три спектакля — «Чувства», «Пять пудов любви» и «Валентинов день». Три названия за два сезона — это много или мало?
— Это средне-нормально. Кто-то превращает театр в конвейер по выпуску спектаклей, кто-то, как Додин или Захаров, репетирует годами. Тут самое главное осуществить то, что запланировал. Вот, скажем, на Западе во многих театрах точные даты премьер расписаны на два года вперед. И если бы не злополучный кризис, мы бы в «Старом доме» добились такого же уровня организации дела.
— Вы хотите сказать, что будущее за режиссерами-менеджерами?
— Я бы все-таки разделял эти два понятия. Мы пришли в капитализм, где всем заправляют деньги. В театре ими распоряжается директор. Режиссер же — личность творческая. Если он не обладает качествами менеджера, то и требовать их от него не надо.
— В одном из интервью вы заметили, что хороший режиссер — как хороший тренер…
— Я по-прежнему так считаю. Могу только добавить, что в «Барселоне» быть тренером легче! Определений режиссера тысячи. Мне лично врезалась в память следущая формулировка. Когда я молодым режиссером пришел в Каунасский драматический театр, один сильный артист, сильно, впрочем, и выпивающий, сказал мне: «Ты знаешь, что такое режиссер? Это батарейка в заднице актера!» И чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в справедливости этого образного сравнения.
— Назовите самое яркое для вас событие в жизни театра «Старый дом».
— Если в эмоциональном плане, то, конечно же, это моменты, связанные с моим приездом и отъездом. А фестивали, гастроли, бенефисы, юбилеи — это уже рабочие события. Хотя нет, все же, пожалуй, недавнее 75-летие «Старого дома» стоит в этом ряду особняком.
— Я думал, вы назовете лучший спектакль…
— Я не люблю в искусстве определения «лучший». Это критики обожают переносить в творчество разные спортивные показатели, а на самом деле в искусстве все очень субъективно. Лично для меня в репертуаре «Старого дома» самая интересная постановка — «Валентинов день», уж простите.
— Однако наибольшим успехом у критиков и зрителей «Старого дома» пользуется спектакль «Калека с острова Инишмаан» в постановке пермского режиссера Сергея Федотова. У вас это не вызывает профессиональную ревность?
— Начнем с того, что Федотов поставил хороший спектакль в театре, где я служил главным режиссером! Так что я горжусь тем, что некоторым образом причастен к появлению этой постановки на новосибирских подмостках.
— А каким вы видите будущее этого театра?
— Не знаю. Но я надеюсь, что врожденный ум и приобретенный опыт позволят его директору вести театр в правильном направлении — и тогда все будет хорошо. А идти в правильном направлении очень просто. Уже больше ста лет главный человек в театре — это режиссер. И если в театре будут ставить спектакли хорошие режиссеры, то и театр будет на хорошем уровне. Еще очень важно не разрушать ту творческую атмосферу, что сейчас существует в театре. Тут я очень надеюсь на женскую интуицию Антониды Александровны. А в-третьих, хочется вспомнить крылатую фразу из «Чиполлино», которая может пригодиться любому руководителю — от менеджера до президента страны: «Спаси меня, Боже, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь сам избавлюсь!»

Вернуться к прессе