кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Такая разная любовьТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь, 14.05.2009»

Завтра в театре «Старый дом» — премьера. После спектакля «Пять пудов любви» по «Чайке» Чехова главный режиссер театра Линас Зайкаускас, получивший недавно на VI Международном фестивале-конкурсе «Золотой конек» в Тюмени за эту работу приз в номинации «Лучшая режиссура», представит вниманию публики свою версию пьесы Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Иван Вырыпаев — планета на нынешнем арт-небосклоне чрезвычайно заметная.


Новатор, традиционалист и мистификатор, автор пьес «Сны», «Город, где я», «Валентинов день», «Кислород», «Бытие». Лауреат премии Президентского совета, молодежной премии «Триумф-2004», премии им. Володина «Надежда русской драматургии» и др. Его пьесы переведены на несколько европейских языков и поставлены в разных театрах Европы. Его спектакль «Кислород» получил Гран-при международного фестиваля «Контакт» (Польша), премию фестиваля «Новая драма» (Москва) и премию «Золотая маска». А режиссерский кинодебют — фильм «Эйфория» собрал целую коллекцию кинематографических наград: специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» «за яркое, экспрессивное изобразительное решение», приз независимого молодежного жюри 63-го МКФ в Венеции и так далее.

Пьеса «Валентинов день» (2001 г.), по определению самого Вырыпаева, ничто иное как продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», «мелодрама с цитатами в направлении примитивизма». Пьеса Рощина гремела на весь Советский Союз более 30 лет назад. Речь в ней шла о том, как практичные родители отвадили от девочки примерного воспитания Валентины влюбленного мальчика Валентина — сына проводницы. Тогда главным героям было по 18. Сегодня в римейке «Валентинова дня» они повзрослели и даже успели состариться. Его Валентине уже 60 лет, а она все мучается любовью к Валентину. Он успел еще тогда, в 1970-х, жениться на другой, через 15 лет случайно встретить Валентину в метро, лет пять пометаться между ней и женой Катей, не выдержать и умереть от разрыва сердца в день рождения Валентины. А она следующие двадцать лет живет с этой самой Катей в одной квартире, мается неразрывностью связи с женщиной, которая тоже любила ее любимого, ненавидит ее и вспоминает его…

Накануне премьеры Линас Зайкаускас пригласил журналистов побывать на одной из репетиций. Свет в зале был погашен, на сцене шел напряженный диалог — ну, конечно же, Валентина (Василий Байтенгер) и Валентины (Наталья Пивнева). Точнее, как я узнала потом, одной из двух пар с такими именами: в спектакле есть молодые Валентин и Валентина и среднего возраста. Это были сорокалетние герои, не могущие разрубить затянутый годами узел взаимоотношений, где накрепко сплелись любовь и ненависть… И первое, чем я была поражена, то, как вела свою партию «измаявшейся души» Наталья Пивнева. Как точно и глубоко чувствовала и передавала она противоречивость и в то же время однозначность ситуации — любовь, которую нельзя убить и с которой уже давно невозможно жить…

Потом, в перерыве, режиссер подтвердил верность моего открытия: «Мне тоже радостно наблюдать, как у Натальи Пивневой от роли к роли, скажем так, идет большой актерский прогресс. Например, на фестивале «Золотой конек» в роли Маши она номинировалась сразу по двум позициям: «Лучший молодой участник» и «Лучшая женская роль второго плана». А сейчас создает полный зрелой актерской силы образ Валентины… Кроме того, готовим мы с ней для фестиваля «Коляда-plays» и моноспектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта».

Готовящуюся постановку «Валентинова дня» Линас Зайкаускас прокомментировал так:

— У пьесы Ивана Вырыпаева есть такой эпиграф: «Не пытайтесь искать логику во времени — во времени логики нет. Не пытайтесь объяснить время логическим путем, времени, как такого, не существует. Есть две вещи: любовь и любовь». Именно эту мудрую мысль вслед за драматургом и автором высказывания — арабским философом Кора Аль Музани мы и хотим донести до зрителей. Если же говорить о форме, то, помимо персонажа от автора и трех пар героев, в спектакле будет много прекрасной музыки советских времен — от Пахмутовой до Паулса и Леграна. Будет много сцен, где женщины — основные посетительницы культурных мероприятий — смогут поплакать. Будет много комических сцен, где зал, надеюсь, сможет посмеяться. В общем, спектакль этот будет как шоколад с перцем — с горчинкой и сладостью. И мы приглашаем всех, потому что надеемся, спектакль понравится и тем, кто любит, и тем, кто недавно любил, и тем, кто обязательно будет любить…

В ролях: народная артистка России Халида Иванова, Ольга Кандазис, Наталья Пивнева (Немцева), Яна Балутина, Анастасия Кудинова, Сергей Дроздов, Егор Голдырев (НГТИ), заслуженный артист России Леонид Иванов, Александр Сидоров, заслуженный артист Туркменистана Юрий Кораблин, Василий Байтенгер и другие.

Сценография и костюмы Маргариты Мисюковой.
Музыкальное оформление Андрея Кротова.
В спектакле звучит баян, исполнитель — Андрей Романов.

Вернуться к прессе