кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Страсти наизнанкуИрина Тимофеева, «Ведомости, 21.03.08»

Эмиль Золя — редкий гость на театральных подмостках. Тяжело поддаются инсценировке его романы, разбухшие от слез. Играя по Золя, нужно играть страсть — и со страстью, оставив в районе гардероба сюжетные нюансы и языковые тонкости диалогов. В «Старом доме», однако, решили исправить статистику — и взялись за постановку «Терезы Ракен», романа о роковой, преступной страсти, которую в театре покажут зрителям 21, 22 и 30 марта. 


За считанные дни до премьеры актеры все еще свободны от сценических костюмов. Режиссер Автандил Варсимашвили, лауреат Государственной премии Грузии, который уже поставил два спектакля в новосибирском театре музкомедии, и на новой площадке чувствует себя уютно в режиме цейтнота. В темном зале, где идет репетиция, он почти не вмешивается в процесс, лишь изредка оборачивается к звукорежиссерской и щелчком дает понять, что в этот момент нужно включать музыку. Или советует актеру, запнувшемуся на книжной реплике: «Ну что-нибудь от себя добавь!»


А на сцене клокочут, опутывают, то притягивают — не оторвешь, то отталкивают на другой конец площадки роковые страсти. Хрупкая Тереза Ракен, жена юродивого Камилла, в любовном авитаминозе не может противостоять Лорану-«мужлану», грубому, хриплому, заключающему в объятия-тиски, несмотря на бесчисленные «не здесь» и «не сейчас». По лицам нетрудно узнать в Терезе — Ларису Решетько, в Камилле — Андрея Бутрина, а в Лоране — Владимира Борисова. Но насколько непривычно видеть любимых актеров в таких ролях!


Владимир Борисов рассказывает, что сам был удивлен, увидев такое распределение. И как разглядел режиссер в этом спокойном, нетемпераментном человеке потенциал сладострасца, готового пойти на убийство ради влечения, понять невероятно сложно. Но новую грань в себе актер «шлифует» достойно. «Честно говоря, в этом театре мне вообще повезло: очень сильны перепады ролей. Но Лоран в эту систему вообще не вписывается. У Золя это такой “бугай”, который пришел в семью Ракен “пожрать” — да еще и девку увидел… Для меня это очень сложная роль, ведь у Золя все чувства, которые мы привыкли скрывать в жизни, находятся на грани. В целом этот спектакль о том, что любовь все-таки есть, но есть и расплата за необдуманные поступки. Пока я все это собираю внутри себя, как пирамидку».


Политика приглашенных режиссеров, которую ведет «Старый дом», Владимиру Борисову нравится: каждый из них приезжает со своим видением мира, с новыми подходами. Скучать не приходится! С Автандилом Варсимашвили в этом смысле работать легко и интересно. Он знакомит актеров с системой европейского театра, когда спектакль создается в сжатые сроки: так, репетиции «Терезы Ракен» начались 4 марта, а уже на 21-е марта объявлена премьера. «Автандил выстраивает систему, дает наводку — а дальше, пожалуйста, плывите как хотите», — отмечает Владимир Борисов.


Автандил Варсимашвили предложил очень укороченный вариант инсценировки, из которой выхолощено все второстепенное. Спектакль будет атмосферным, основанным на театральной условности. На первом плане не перемещение героев во времени и пространстве, а страсть с изнанки, внутренний сюжет. Такой, чтобы за коротким сиплым: «Я не могу» героя Александра Сидорова, который должен сообщить госпоже Ракен об утонувшем Камилле, или «Не-е-ет, не верю» героини Халиды Ивановой, которая, как мать, не может принять смерть сына, были отсылки в миры — слов и чувств. Отсылки — но не перегружение спектакля вербальной патетикой. И актеры играют, да так, что забываешь о недомантированных декорациях и майках-банданах, в которых проходит репетиция...

Вернуться к прессе