кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

#снегурочка #тыкосмос #пушкинский_фестиваль #псковЕлена Никитина, «Центра Деловой Информации Пскова»
Но главное в спектакле, привезенном из Новосибирска, наверное, не сюжет. Он становится всего лишь основой, канвой для появления совершенно особого узора, местами абсолютно запутанного, местами - гениально простого.

Вы никогда не замечали, сколько звуков вас окружает? Шелест, шуршание, стук, скрипы, шорохи, скрежет - мы свыкаемся с гулом быта и уже не замечаем его. Тем самым впускаем его, быт, в свою жизнь и приучаемся к внутренней глухоте. Обычно этим симптомам сопутствует трагическая утрата способности отличать музыку от «хитов 90-х». Это болезнь, не иначе: неумение слышать и слушать.
 
Спектакль «Снегурочка», представленный театром «Старый дом» из Новосибирска вчера в Пскове в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля, - достойное лекарство от этого недуга. Правда, не без противопоказаний...
 
«Быть тишине!» - этим строгим гласом-предупреждением лысого мужчины в костюме начался спектакль (позже выяснилось, что это царь берендеев). Псковичи сделали то же, что и их предки в конце XV века, когда государь Алексей Михайлович приказал сжигать инструменты скоморохов - притихли. Кстати, о страшных гонениях на скоморохов можно было узнать из либретто, которое раздавали всем зрителям на входе в театр. В кои-то веки либретто стоило того, чтобы его взять! «Увертюра. Берендеево царство. В стране берендеев 15 лет нет Солнца. #sunkrizis #winter_forever #moya_strana #люблюсвойгород #скоровесна #snowgirl #снегурочка». Дальнейший рассказ о развитии сюжета - в том же духе, весьма смешно, едко и самокритично.
 
Вернемся к тишине в зале, благо длилась она недолго. На сцене выстроилась колоритная группа фигур, внешний вид которых представлял собой помесь красноармейцев 20-х годов и клоунов из «Лицедеев». Но самое главное было не это - у каждого из актеров был свой способ голосоведения (назовем это так). Кто-то стучал в медный таз, кто-то - растягивал меха гармошки, кто-то дудел в дуду, Купава избрала для себя голос скрипки в версии «я не волшебник, я только учусь». Самой удивительной лично для меня оказалась девушка с гитарой на животе: за весь спектакль гитара так и не издала своего натурального звука: по ее грифу и струнам туда-сюда чем-то возили, стучали, колотили, терли - что угодно, только не «быть первой, но самой тонкой»...
 
По сути дела, артисты раскрывали зрителю шифр, учили своей косноязыкой речи. Хаос языка перекликался с хаосом декораций: нагромождение деревянных досок, напоминающих то ли склад, то ли коровник, то ли пущенный на дрова вишневый сад. Как это ни странно, в мире берендейского хаоса все упорядоченно, подчинено своей логике (украл-выпил-в тюрьму). Солнца только нет, но и к этому уже привыкли.
 
Появление Снегурочки в белом вносит в этот «дикий, но симпатишный» устоявшийся мир тревогу и смятение. Снегурочка не шелестит, не стучит, не хрустит, не хрипит - она поет. Очень неожиданно для берендеев (да и зрителей, если честно). Аборигены пытаются подстроиться под ее голос - но это невозможно, просто потому, что она другая. С другой планеты, если хотите. Из космоса. «Голос из прекрасного далека». Дива Плавалагуна. Мечта Ницше. Ниспосланный Творцом «чистейшей прелести чистейший образец».
 
Можно множить ассоциации сколько угодно - символу воплощенной гармонии берендеи вручают в руки «вядро» и остаются на своем.
 
 
Снегурочка из «Старого дома» проживает всю свою историю рядом с глухими берендеями - она становится объектом сватовства местных парней, знакомится с Мизгирем, влюбляется в него, испытывает на себе гнев брошенной Купавы, тает, в конце концов, под лучами софитов (зачеркнуто) Солнца.
 
Но главное в спектакле, привезенном к нам из Новосибирска, наверное, не сюжет. Он становится всего лишь основой, канвой для появления совершенно особого узора, местами абсолютно запутанного, местами - гениально простого.
 
В этом узоре переплетаются эпохи и символы, мотивы и ассоциации. Вот в сцене сватовства появляются первостепенные для народного сознания архетипы яйца, курицы, коровы (сниженные скоморошьим, карнавальным смехом). А вот, через несколько эпизодов - царь, абсолютно современный, выступающий по расстеленной для него ковровой дорожке. Одним он напомнит  компьютерного Hitman-а, другим - лидеров мировых держав и прочих властителей поменьше (девушки, сидевшие позади нас, засмеялись, когда берендеи вытянулись в струнку перед своим «благодетелем»: «Совсем как мы перед...  - дальше прозвучала фамилия известного в городе чиновника).
 
Снегурочка в белом сарафане и Купава в черном шикарном наряде и кокошнике. Выключенный на мгновение свет и внезапно бьющие в глаза огненные снопы тысячи, кажется, ламп. Все - на контрасте, нарочито подчеркнутом, вызывающем, пронзительном.
 
Действо спасают от излишнего пафоса самоирония, органичные пантомимы с их утрированными, гипертрофированными деталями - чего стоит гигантская спичка, которой пытается себя поджечь Купава («не иначе как Статуя Свободы!» - все те же девушки позади нас). Сложно перечислить все эти прелестные или, наоборот - пугающие скетчи, пластические зарисовки, динамические партии, напоминающие битловскую Revolution #9.
 
Это надо видеть - и слышать! Ведь узор, который сплетается в итоге, как бы мы его для себя ни определили - «Красота спасет мир», «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её» или «All you need is love» - этот узор стоит того... 
 
#снегурочка #тыкосмос

Вернуться к прессе