кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Программа бессмысленных действийНиколай Берман, «Gazeta.ru»

«Ручейник, или Куда делся Андрей?» Семёна Александровского в новосибирском театре «Старый дом» оказался невероятно сложным опытом по деконструкции пьесы на мелкие осколки и собиранию из них новой истории.


В Москве завершился первый этап театрального фестиваля «Золотая маска» — программа «Новая пьеса», собирающая самые необычные и радикальные спектакли по современным драмам из России и стран ближнего зарубежья. В этот раз в нём приняли участие театры из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Костромы, Латвии, Эстонии и Польши – а на закрывшем программу «Конкурсе конкурсов» были названы лучшие российские пьесы за последний год.

 

Впрочем, по отношении к театральной части «Новой пьесы» драматургическая выглядела явным контрапунктом – большинство режиссёров спектаклей, показанных в программе, отрицают сам принцип построения действия на основе написанной пьесы, либо разнимая её до основания и создавая собственный сюжет, либо сочиняя текст во время работы над спектаклем.

Так, «Ручейник, или Куда делся Андрей?» Семёна Александровского в новосибирском театре «Старый дом» оказался невероятно сложным опытом по деконструкции пьесы на мелкие осколки и собиранию из них новой истории. Александровский воспринял драму Вячеслава Дурненкова не как вымысел, а как факт реальности, поставив ложно документальный спектакль. От пьесы, которая написана в традиционной форме, с героями, сценами и ремарками, не остаётся ничего. Её фрагменты превращаются в плёнки аудиокассет, файлы с диктофона и дневниковые записи. Актёры по очереди зачитывают фрагменты текста, не делясь на персонажей. Разделённая на множество экранов проекция живёт своей жизнью – чередуются ролики из Youtube, отрывки из советских фильмов, мультимедийная анимация, кадры онлайн-съёмки со сцены.

Изначальный сюжет пьесы Дурненкова о журналисте Андрее, приехавшем в деревню, где объявился святой, исчезает почти полностью – уничтоженная фактура пьесы невосстановима.

Главным мотивом делается история о путешествии в прошлое – и личное, и народное. Та коллективная память, которая живёт в каждом из нас, в которую входят наравне хроники Второй мировой войны, детские пластинки с рассказом о Рикки-Тикки-Тави и любимая каждым школьником «Гостья из будущего».

Актёры и зрители вместе погружаются в свои и чужие воспоминания, пытаясь и не умея найти подлинную реальность, чтобы вернуться в прошедшее, увидеть его воочию и сохранить в себе навсегда.

Вернуться к прессе