кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Опера без слов, или «Снегурочка. Лаборатория» Владислава Шандараева, «Молодежный портал НСО»

23 сентября театр «Старый дом» вновь поделился своим видением пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка» в фантастической опере в семи картинах без антракта «Снегурочка. Лаборатория». Началом истории служит указ царя Алексея Михайловича: «Быть тишине», а действия разворачиваются «везде и всегда».


23 сентября театр «Старый дом» вновь поделился своим видением пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка» в фантастической опере в семи картинах без антракта «Снегурочка. Лаборатория».
Началом истории служит указ царя Алексея Михайловича: «Быть тишине», а действия разворачиваются «везде и всегда».Звучит указ и наступает тишина… На сцене постепенно появляются берендеи, а зрители начинают судорожно кашлять, чихать и ерзать на месте. Оказывается, что привыкнув к постоянному шуму города, мы просто не можем находиться наедине с собой и своими мыслями, поэтому где-то на бессознательном уровне нам сразу же хочется «перекричать» тишину, заполнить хоть чем-то, лишь бы не слышать биение сердца и не чувствовать пульсации мыслей.
 
Жители Берендеева царства лишены голоса и вынуждены общаться посредством музыки, но так как у всех уникальные «музыкальные инструменты», каждый пытается переиграть остальных, в результате чего рождается какофония, в которой нет места пониманию друг друга. Берендеи не видят солнца уже 15 лет и за эти годы совсем одичали. Один из жителей приносит тлеющие угли и пытается развести костер, но соплеменники бросаются к огонькам, пытаясь прихватить для себя хоть кроху тепла и, обжигая руки, тушат пламя. Погрязнув во тьме, берендеи теряют человеческий облик, уподобляются зверям. Лишившись из-за нетерпеливости и жадности последней надежды на тепло и свет, они отрекаются от того, кто совсем недавно даровал им огонь.
И вот, эти озверевшие люди вдруг встречают Снегурочку, чистую и невинную, любящую людей и стремящуюся к ним. Она совсем юна и ее голос только начинает прорезаться, но уши берендеев не привычны к словам, поэтому они вновь и вновь заглушают нежное пение Снегурочки хаосом звуков, заставляя ее замолчать. Но даже ничего не говоря, она творит чудеса, вдыхая жизнь в то, что грубые берендеи губят. Холодная, она тем не менее согревает яйцо в своих руках и из него рождается цыпленок, в то время как жители Берендеева царства имея горячие сердца, роняя, разбивают яйца, губя скрытую в них жизнь.
А что является символом жизни? Солнце? Земля? Ребенок? Древо? Океан? Космос? Или… спички? Лежащие в коробке, разгорающиеся, пылающие, угасающие, сгоревшие. Именно так показана в этом спектакле жизнь, жизнь длиною в любовь. Купава и Мизгирь любили друг друга, но юноша встретил Снегурочку и отрекся от невесты, а вместе с тем от всего, что было между ними. А Купава осталась одна, осмеянная, оставленная, пылающая гневом и любовью. И тогда она взяла канистру, облила себя и чиркнула спичкой… но та не зажглась. Отчаявшаяся, не способная простить измену, девушка вновь и вновь безуспешно чиркает. Но тут берендеев посещает царь, а в голове Купавы возникает мысль, как наказать Мизгиря, как спасти свою честь. В тот момент закончилась любовь, в тот момент зажглась спичка. Черную, сгоревшую деревяшку уносит Купава и идет к Берендею просить осудить жениха. Позже Купава полюбит вновь, начнется новая для нее жизнь. Жаль, что настоящая любовь, любовь возвращающая на небосвод капризное солнце, бывает лишь раз в жизни. Такую любовь испытала Снегурочка, такая любовь ее погубила.
Леденящая, не способная приласкать и согреть одинокое сердце, но и не жаждущая чьего-то тепла, Снегурочка жила, не ведая боли, пока не захотела полюбить, как обычный человек. Она имела дар говорить в песнях, но не могла с его помощью спасти берендеев, поскольку в ее песнях была лишь зима. И вот, Снегурочка снова запела, потому что больше нельзя было молчать. Голос ее окреп, ведь людская боль заставляет детей взрослеть, и взмолила Снегурочка мать Весну, чтоб одарила та дочь любовью. И воспылало сердце Снегурочки, но недолго оно горело. Ведь Мизгирь умолял милую сыграть свадьбу на Юрьев день, и Снегурочка согласилась, несмотря на то, что знала, как губительно для нее солнце. Просто слишком сильно было чувство, а без него не было Снегурочке жизни. Явилось солнце, узнав, что есть еще в Берендеевом царстве настоящая любовь, и сожгло сердце Снегурочки. Догорела эта спичка, но от ее огня воспламенился весь коробок, и запели берендеи. Впервые запели.
Этот спектакль с самого начала выбивает зрителя из зоны комфорта и заставляет работать мозг и сердце. Все действо пронизано тысячами образов, отпечатывающихся в подсознании и всплывающих тогда, когда ты будешь готов их осмыслить. Отсутствие разговоров заставляет обращать внимание на жесты и мимику, анализировать детали, осмысливать их. Понимать происходящее на сцене нелегко, понять, что творится в это время в душе – еще сложнее. Противоречивый, сложный для восприятия, но с прозрачной пародией на современный образ жизни, этот спектакль еще долго не отпускает после просмотра. Выход из зоны комфорта – процесс крайне неприятный и в высшей степени необходимый, если ты хочешь расти и достигать новых вершин, конечно. «Снегурочка. Лаборатория» - один из наиболее трудных путей приобщения к искусству, и далеко не каждый захочет пересмотреть это представление, но даже если ты останешься недоволен увиденным, это все равно изменит тебя.

Вернуться к прессе