кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Московский зритель оценил «Старый дом»Юрий Татаренко, «Новая Сибирь»

23 октября в пресс-центре ГТРК «Новосибирск» «Встречи на Вертковской» прошла пресс-конференция с руководством и актерами театра «Старый дом». В ней приняли участие директор театра Антонида Гореявчева, штатный режиссер Тимур Насиров и четверо артистов: Эльвира Главатских, Светлана Марченко, Олеся Кузьбар и Анатолий Григорьев.


23 октября в пресс-центре ГТРК «Новосибирск» «Встречи на Вертковской» прошла пресс-конференция с руководством и актерами театра «Старый дом». В ней приняли участие директор театра Антонида Гореявчева, штатный режиссер Тимур Насиров и четверо артистов: Эльвира Главатских, Светлана Марченко, Олеся Кузьбар и Анатолий Григорьев.
   Разговор главным образом был посвящен недавним московским гастролям театра. На сцене Центра им. Мейерхольда новосибирцы сыграли два спектакля: «Ночь Гельвера» И. Вилквиста в постановке недавнего главрежа «Старого дома» Линаса Зайкаускаса и «человеческую комедию» по мотивам пьес Еврипида «Трилогия: Электра. Орест. Ифигения в Тавриде», которую поставил итальянский режиссер Антонио Лателла.
   Триумф древнегреческой «Санта-Барбары»
   Первым взял слово Тимур Насиров: «Московский зритель оценил по достоинству привезенные из Сибири постановки. Спектакль по Еврипиду идет шесть часов. Были такие зрительские мнения: «Ну, посмотрим одну-две части трилогии — и хватит». Но в результате со спектакля никто не ушел, его досмотрели до конца. И принимали нас просто на ура. Я слышал, как в антракте молодой человек звонил подруге: «Глупая, приезжай скорее — тут кайф!» У нас был безусловный успех. Актеры выложились по полной. Весьма не часто бывает, чтобы спектакль игрался на большом кураже».
   Даже вспоминая о столичных гастролях, актер театра Анатолий Григорьев был весьма воодушевлен: «Вторая часть трилогии начинается с интерактивного фрагмента, когда мы разговариваем с публикой. И зрители охотно пошли на контакт, что очень хорошо сказалось на ходе всего спектакля».
   В разговоре прозвучала и старая истина: гастроли дают театру огромный положительный заряд. Актриса Светлана Марченко не скрывала эмоций: «После такого приема захотелось творить — еще больше, еще лучше».
   В продолжение темы «взятия Москвы» сибиряками директор «Старого дома» Антонида Гореявчева сказала: «Спектакль — живой организм. Он каждый раз играется по-разному. Очень многое зависит от того, кто находится в зрительном зале. Приятно, что столичная публика сумела оценить и уровень режиссуры, и мастерство актеров.
   «Старый дом» довольно часто выезжает в Европу на гастроли и фестивали, а вот в Москве мы не играли уже около десяти лет. Это был своего рода экзамен — не только для наших актеров, но и для всех служб театра. И работу всей нашей команды можно с полным правом назвать слаженной. Несмотря на то, что обычно очень непросто играть на незнакомой площадке, не произошло ни одной накладки. Все достаточно быстро сумели адаптироваться к выездным условиям».
   Очень помогло актерам присутствие на гастролях режиссера трилогии, специально приглашенного на несколько дней из Италии в Москву. На репетициях он произвел корректуру спектакля и зарядил своих подопечных уверенностью в том, что все пройдет на ура. После финальных поклонов Антонио Лателла поблагодарил артистов за хорошую работу, отметив, что это был лучший спектакль со дня премьеры.
   «Приглашая на постановку Антонио Лателла, театр сделал очень удачный выбор, — отметил Тимур Насиров. — Спектакль итальянца — это какое-то буйство театральности, роскошный фарс, полный удивительного юмора. Шесть часов Еврипида воспринимаются просто на одном дыхании. Уверен, если бы трилогия шла в два раза дольше, публика бы смотрела ее с неослабевающим интересом».
   Сами актеры в шутку называют свою шестичасовую постановку древнегреческой «Санта-Барбарой». Москвичи же выражали свое восхищение увиденным всерьез. Актриса театра Олеся Кузьбар, выпускница Школы-студии МХАТ, процитировала своих однокурсников: «Слушай, посмотрели мы ваш спектакль и поняли: уезжать надо из Москвы! Как же это здорово — делать то, что нравится, проявлять себя!»
   Успех в столице сибиряки собираются закрепить. «Мы не самый известный театр для искушенной московской публики, но надеюсь, что прошедшие удачные мини-гастроли станут отправной точкой в нашем сотрудничестве со столичными театральными площадками», — заявила Антонида Гореявчева.
   Когда именно состоится следующий, более масштабный выезд театра в Москву, говорить пока преждевременно. Но вот нанести визит на берега Невы весной — вполне реально. В Петербурге пройдет очередной фестиваль спектаклей для детей и юношества «Радуга», свою заявку на участие в этом престижном театральном форуме «Старый дом» уже отправил.
   Новосибирский театр может поехать в Питер через Москву — если трилогия по Еврипиду попадет на «Золотую маску».
   Мировая премьера
   До «Ксении», выпуск которой намечен на февраль, зрителей «Старого дома» ждет еще одна репертуарная новинка. 16 ноября состоится премьера «Ручейник, или Куда делся Андрей?» в постановке молодого, но уже известного и успешного режиссера Семена Александровского.
   «Драматург Вячеслав Дурненков в 2004 году написал очень хорошую пьесу, она получила какое-то дикое количество призов, но почему-то нигде и никем не ставилась. Так что, получается, в «Старом доме» случится мировая премьера! — рассказывает Тимур Насиров. — Это будет такой реквием уходящему поколению, заставшему пионеров и комсомольцев. Социальное высказывание подобного рода мы считаем чрезвычайно важным. Ведь нынешний театр весьма предсказуем: он либо открывает новые пласты в классике, либо обращается к ультрасовременным текстам. Семен же пытается нащупать новые формы разговора со зрителем». Исходя из этого, режиссер с драматургом сделали вторую редакцию пьесы.
   Репетиции мировой премьеры идут полным ходом. Известно, что спектакль будет весьма затратным по актерской самоотдаче, поскольку все исполнители ролей по замыслу режиссера от третьего звонка до поклонов не должны отлучаться за кулисы, к тому же артисты будут играть на расстоянии протянутой руки от публики. Да-да, едва ли не впервые стародомовский зритель будет сидеть прямо на сцене!
   Еще одной любопытной новостью было недавнее обращение театра через социальные сети с просьбой ко всем горожанам принести для участия в «Ручейнике» фильмоскопы, диафильмы, кассетные магнитофоны и прочие давно вышедшие из обихода вещи. Судя по активности потока людей, поспешивших в театр с дарами, тех же диапроекторов в новосибирских семьях осталось очень много.
   Рассказывая об этом на пресс-конференции, Насиров не скрывал своей ностальгии по своему советскому прошлому. По всей видимости, ему удастся передать свои ощущения труппе «Старого дома». Режиссер для артистов — вожак. А если при этом он еще и носит имя Тимур…
   Тимуровцы international
   Одно из инновационных направлений развития театра — международное сотрудничество. В России достаточно давно существует практика приглашений на постановки известных зарубежных режиссеров и сценографов, но у нас в Сибири это носило все-таки точечный характер. В этом отношении «Старый дом» стоит несколько особняком: за последние пять лет сюда приезжали постановочные группы из Грузии, Италии, Польши, Украины, Швеции. Достаточно назвать имя всемирно известного режиссера Кшиштофа Занусси, поставившего в нашем театре спектакль «Дуэт» по пьесе американского драматурга Отто Эскина.
   Предвестником спектакля-трилогии по Еврипиду послужили проведенные на базе «Старого дома» «Дни итальянского театра в Новосибирске», которые включали в себя лекции, фотовыставки, дискуссии, вызвавшие в городе широкий общественный резонанс. Следующий, 2013 год объявлен годом Германии в России. И проведение в марте «Дней немецкого театра в Новосибирске» стародомовцами уже готовится.
   А совсем скоро, через месяц, в конце ноября в «Старом доме» осуществится еще один интересный проект под названием «Актуальный театр». По формату это лаборатория современной драматургии и режиссуры. Три режиссера приедут буквально на четыре дня, после чего покажут эскизы спектаклей по самым свежим пьесам российских авторов.
   О пользе таких экспериментов говорит Тимур Насиров: «Я сам достаточно долго практиковал режиссуру именно в лабораториях. Дело в том, что обычно в стационарном театре на каждой отдельно взятой репетиции происходит мало что важного и нужного. Это неудивительно, поскольку выпуск спектакля растягивается на месяц-другой. В лабораторной работе времени на раскачку просто нет. И вы знаете, в актерах словно загорается какая-то лампочка — возможно, от ужаса, что премьера всего через четыре дня. И происходит маленькое чудо: за очень короткое время актеры открывают в себе что-то совершенно новое, интересное, они творят что-то невероятное! И что очень важно, зачастую им удается это ощущение новизны закреплять».
   Без Балуева, но с Балутиной
   Одним из важных признаков хорошего творческого самочувствия является способность адекватно воспринимать себя в художественном и историческом контексте. Новосибирские театры используют для этого, к примеру, такой интересный прием, как сотрудничество с медийными персонами. Скажем, не так давно Ирина Алферова участвовала в спектакле «Старого дома» «Пять пудов любви», Александр Балуев регулярно приезжает в Новосибирск играть в краснофакельском «Маскараде».
   Почему же в Новосибирске не удается закрепить эту традицию? Антонида Гореявчева назвала сразу две трудности, с которыми столкнулся театр: «Прежде всего надо отчетливо понимать, что приглашение звезды — это довольно затратная история. Еще один ощутимый минус такого сотрудничества заключается в том, что под график занятости известного артиста очень не просто подстроиться».
   И «Старый дом» решил приглашать к сотрудничеству лучшие актерские кадры на местном уровне. Так, Светлана Галкина из «Глобуса» стала примой спектакля «Таня-Таня», а ведущая артистка «Красного факела» Виктория Левченко играет в стародомовской премьере «Жизнь артиста». Миграцию новосибирских актеров Антонида Гореявчева считает замечательной практикой. «Директорская монополия на того или другого артиста — это неправильно, — говорит директор «Старого дома». — Актеры нашего театра также вызывают серьезный профессиональный интерес. Максим Гуралевич пополнил труппу «Глобуса», а Георгий Болонев приглашен в «Красный факел». Не могу сказать, что театр воспринял их уход совершенно безболезненно. Определенная репертуарная политика с учетом индивидуальности ряда артистов выстраивается на несколько лет вперед. И в случае перемены места актерской дислокации приходится делать вводы, корректировать или даже менять планы театра. Тем не менее я рада за Георгия и Максима. Наш театр маленький. А кому-то хочется попробовать себя на большой сцене. В большом коллективе. В расчете на большие роли и большие перспективы. Но у нас есть и приобретения. В труппу пришли Светлана Марченко, Антон Вохмин, вернулась Яна Балутина. Жизнь не стоит на месте».
   Убедиться в справедливости этой фразы стародомовцы хотели бы в связи с ожидаемой уже несколько лет реконструкцией театра. «Мы давно выросли из здания на Большевистской, — вздыхает Антонида Гореявчева. — И новое помещение нам крайне необходимо. Верим, что в скором времени мы все же отпразднуем новоселье».

Вернуться к прессе