кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Кассовый ирландецСтепан Звездин, «Известия, 11.01.2009»

Подлинной сенсацией театральной Европы, чудом современной сцены, главным драматургом XXI века называют ирландца Мартина Мак–Донаха самые строгие критики Старого и Нового света. В Новосибирском театре «Старый дом» Мак–Донаха поставил «театральный Колумб» Сергей Федотов.


По мысли режиссера Сергея Федотова, когда в пьесе, а вслед за ней и в спектакле брат ненавидит брата, а дочка убивает мать кочергой — это комедия. Подобными остроумными замечаниями Федотов любит предварять свои спектакли по пьесам Мартина Мак–Донаха. Так произошло и в новосибирском «Старом доме» на премьере спектакля «Калека с острова Инишмаан».

Удивительно, что режиссер при этом не лукавит и произносит подобные «глупости» не только ради красного словца — пьесы ирландского драматурга действительно так и написаны. Вот только зритель смеется не над трагическими жизненными событиями (что уж тут смешного?), а над их патологической абсурдностью. Нелепость, несуразность, юродивость — отличительная черта их эстетики.

Именно поэтому Федотов с большим подозрением относится к актерам–мыслителям. Кажется, что опытные «запыленные» актеры этому режиссеру не нужны вовсе. Принцип, впервые зафиксированный в театральной эстетике Михаилом Левитиным («спектаклю необходимо все плохое, что есть в актерах»), воплощается Федотовым с подчеркнутой убедительностью: чем наивней актер, чем более «не такой» или более того — закомплексованный, зажатый в своих проявлениях, — тем Федотову лучше. Ему нужны «вывихнутые» актеры. Можно вспомнить Левитина: «Люблю странных людей, выпавших из будничного ритуала, люблю странных артистов».

Вот и в «Старом доме» режиссер нашел «своих». И сделал с ними настоящую Историю. А актерские работы Татьяны Шуликовой и Ольги Кандазис надолго останутся в культурной памяти города.

...На крошечном ирландском острове, до которого хоть день скачи, хоть два — не доскачешь, живут какие–то люди. Живут надеждой и мелкими новостями: где–то подрались кошка с гусем, где–то живет овца без ушей, где–то яйца разбились... Радуются, завидев акулу или еще пуще — заезжего немца или француза, и с огромным удовольствием произносят: «Значит, Ирландия не такая уж и дыра, раз сюда французы ездят». Ну, или акулы приплывают. Все любят и одновременно ненавидят друг друга. И сбежать с этого острова некуда.

Для «Старого дома» спектакль Сергея Федотова стал самой большой творческой удачей за последние годы. Для Федотова — очередным шагом на пути формирования собственной эстетики. Главный режиссер пермского театра «У моста» — не просто первооткрыватель Мак–Донаха в России. На сегодняшний день — он его самый убедительный сценический автор.

Можно сказать, что Федотов стал основоположником нового стиля на русской сцене, в котором неожиданно гармоничным образом соединились две крайности театрального искусства — проза и поэзия, подчеркнутая натуралистичность и открытая ироничность, которая то и дело перепрыгивает в гротеск. На этом стыке в зрительном зале и рождается чистый сочувственный смех.

Самые большие споры в новосибирском спектакле вызвала главная роль — калеки Билли в исполнении Владимира Борисова. Физические недостатки персонажа режиссер «подкрасил» умственной неполноценностью, сделав из центрального персонажа калеку во всех смыслах. А потому реплика, что он умнее всех на этом проклятом острове, — «правдивая» у Мак–Донаха, — звучит в спектакле на редкость фальшиво. Впрочем, вопрос о том, кто же «перегрузил» красками главную роль — режиссер или сам исполнитель — вряд ли будет прояснен.

Утверждать, что трактовки пьес Мак–Донаха Сергеем Федотовым единственно правильные, мы не можем. Раз и навсегда «правильного» прочтения вообще не существует. Можем говорить лишь о том, что спектакли Федотова на сегодняшний день по Мак–Донаху — самые убедительные. Есть и другие пути в постижении творчества знаменитого ирландца.

Кажется, самый наивный — сопоставить жизнь ирландской деревушки с жизнью в российской глубинке, найти, так сказать, «точки пересечения». По этому пути пошел режиссер Павел Южаков в новом «Первом театре» (премьеры в Новосибирске состоялись практически одновременно): сделал из ирландских тетушек русских бабушек, наделил их говор соответствующим придыханием и набросил на плечи пуховые платки. Да и про вязаные тапочки не забыл. И сетчатую авоську с картошкой и морковкой в руки Пустозвону сунул. Радует, конечно, что Павел Южаков в своем творчестве стремится уйти от однозначной эстетики капустников, где цель и смысл — сам капустник — веселый и «безбашенный». Вот только от капустников Южаков будто уже и ушел, но новой эстетики пока не нащупал. В первом спектакле «Первого театра» возникает все тот же скромный вопрос: что стоит за этим сопоставлением ирландской деревушки с русской глубинкой, кроме самого сопоставления? На этот вопрос пусть отвечают зрители, если, кончено, найдут ответ.

Впрочем, «Первый театр» сделал главное — открылся и, уверены, еще обретет свое лицо. «Старый дом» — подтвердил логику своих художественно–амбициозных устремлений. Спектакль Сергея Федотова уже приглашен на престижный фестиваль «Реальный театр».

Вернуться к прессе