кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

Интегральный кодАлена Карась , «Российская газета »
Память о прошлом, диалог поколений и эпох - вот что определило лучшие и самые яркие события "Радуги". Молодой режиссер Семен Александровский вместе с драматургом Вячеславом Дурненковым сочинил для Новосибирского театра "Старый дом" текст, а затем и спектакль о создателях и первых поселенцах знаменитого Академгородка "Элементарные частицы". 

Каким бы ни был Международный театральный фестиваль "Радуга", в его центре всегда мерцал главный вопрос - каким должен быть сегодня театр для молодых?
Отвечая на него в шестнадцатый раз, "Радуга" предложила встречу с 16 спектаклями от Шанхая до Дании. В его программе были Центр детского творчества Китайского института благополучия (Шанхай), спектакли из Токио, Варшавы, Челябинска и Вильнюса, Москвы и Белграда, Советска и Хельсинки.
 
Память о прошлом, диалог поколений и эпох - вот что определило лучшие и самые яркие события "Радуги".
 
Молодой режиссер Семен Александровский вместе с драматургом Вячеславом Дурненковым сочинил для Новосибирского театра "Старый дом" текст, а затем и спектакль о создателях и первых поселенцах знаменитого Академгородка "Элементарные частицы". Созданный в 1957 году по инициативе молодых ученых Академгородок стал первой свободной "шарашкой", интеллектуальным центром, который вырос среди леса усилиями самих ученых. Чтобы сочинить спектакль о последней советской утопии - месте, где бы не политики, а ученые определяли характер общества, государства и его экономики, - Александровскому и Дурненкову с актерами пришлось сделать десятки и десятки интервью, в течение года занимаясь настоящим исследованием, археологией прошлого. Сегодня, когда угрозы новой варваризации ставят перед нами вопрос о новом просвещении, этот рассказ оказывается необычайно своевременным.
 
Деревья-палки, экран, что-то вроде костра, молодые элегантные люди, сидящие в непринужденных позах - и вот вам атмосфера Академгородка, наследника платоновской Академии.
 
Самым неожиданным в этом спектакле становится интонация его прекрасных актеров: отрешенно, точно речь идет о венецианской моде XIX века, с легкой, слегка высокомерной улыбкой, они разговаривают о культе личности и экономике науки, о квантах и селекции дружелюбных генов, об интеграции производства и науки, науки и общества, государства и науки и еще о множестве сложнейших гипотез.
 
Возникшее на заре оттепели, новосибирское "чудо" просуществовало десять лет в качестве утопической модели идеального общества. В 1968 году 46 научных сотрудников Академгородка подписали письмо против нарушения гласности в ходе судебного процесса над Гинзбургом, Галансковым, Добровольским и Лашковой, и на этом утопия закончилась... Стоящие под "дождем" актеры продолжают размышлять о возможности интеграции науки и общества, "дождь" льет как из ведра, заглушая слова и заставляя думать.
 
Самым неожиданным в этом спектакле становится интонация его прекрасных актеров
Спектакль точно пишет свой текст поверх "истории", воспроизводя не столько людей, сколько их идеи, и не столько идеи, сколько саму интеллектуальную атмосферу городка, в котором производство, экономика, наука, образование и искусство нашли небывалый интегральный код.

Вернуться к прессе