кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

«Спектакль — это гипноз»: в Новосибирске пройдёт премьера «Господ Головлёвых»Татьяна Жукова, «ВашГород.ру»

Театр «Старый дом» 26 октября представит премьеру — спектакль по роману Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». ВашГород. Новосибирск побывал на открытой репетиции и на встрече режиссёра со зрителями.


Театр «Старый дом» 26 октября представит премьеру — спектакль по роману Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». ВашГород. Новосибирск побывал на открытой репетиции и на встрече режиссёра со зрителями.
 
Для новосибирцев Сергей Федотов — уже родной автор спектаклей по пьесам ирландского драматурга Мартина МакДонаха, и русская классика в его исполнении пока нам непривычна. Хотя в своём родном пермском театре «У Моста» Федотов ставил Гоголя, Горького и Булгакова, Салтыков-Щедрин для него самого стал экспериментом.
 
18 октября в «Старом доме» прошла открытая репетиция спектакля для всех желающих. Как признался зрителям режиссёр Сергей Федотов, ему необычайно нравится такая традиция театра — устраивать сюрпризы для зрителей перед премьерой.
 
«Мы показываем вам не целый спектакль, а лишь этюды — возможно, они даже не войдут в постановку. Для нас важно, чтобы вы увидели кухню спектакля, поняли, что мы делаем во время репетиций».
 
Танец дервишей в русской избе («Отличное упражнение для актёров»), тарелки с огурцами («Мы их килограммами едим на репетициях!»), жутковато-мистические эпизоды («А мы почувствовали, что в какой-то момент у вас побежали мурашки») и мощная игра актёров по-хорошему раззадорили зрителей. На «посиделках» после репетиции режиссёра закидывали вопросами и требовали объяснить тот или иной момент на сцене. Мы собрали самые интересные признания Сергея Федотова.
 
О театральном кризисе
Современный театр находится в глубоком кризисе. Большинство театров называет себя продолжателями постмодернизма, и классику тотально ставят постмодернистски. Тотально отказываются от костюмов, декораций, добавляют смелые сексуальные сцены, смены пола и прочее. Это длится около 10 лет.
 
Так, когда я в театре Ленсовета 10 лет назад репетировал «Ревизора», меня актёры просто потрясли.
 
Я репетирую, объясняю, а меня спрашивают: «А чем вы удивите зрителя?». Я говорю: «Гоголем». «Ну как, а давайте мы сделаем так, чтобы Хлестаков был гомосексуалистом? Или спрятанной девушкой?». Я объяснил, что мне это неинтересно.
В итоге спектакль идёт до сих пор, всегда аншлаги, и именно Гоголь зрителя привлекает.
 
 
Мы же в этом спектакле подробно сделали усадьбу, декорации, костюмы. Наша задача — вас, зрителей, взять с собой в путешествие на машине времени. Зрителю интересно тогда, когда ему предлагают на этой машине времени окунуться в новый, неизвестный мир.
 
Об атмосфере «Господ Головлёвых»
В 1988 году я придумал театр «У Моста» как мистический театр. Мы поставили всего Гоголя, пять спектаклей по Булгакову, по Достоевскому, но так получилось, что Салтыкова-Щедрина не ставили ни разу. А тут поступило предложение от «Старого дома» — и мне открыли великого, гениального русского писателя-мистика. На репетициях я понимаю, что это действительно мой писатель — и почему я его раньше не взял к постановке?
 
Сейчас у нас есть возможность соорудить, сочинить ещё один магический спектакль. Мне очень нравится, как работает Халида Иванова, она потрясающе умеет меняться, и в этой роли раскрылась совершенно по-новому. Анатолий Григорьев, который репетирует Иудушку, тоже уникальный артист, который так погружается в роль, сходит с ума, куда-то улетает…
 
Он актёр-шизофреник, а я режиссёр-шизофреник, мы нашли друг друга. Приятно, когда актёры так откликаются. Ведь очень сложно погрузиться полностью в материал, в своё подсознание.
 
Любая репетиция и спектакль — это всегда импровизация. Для меня очень важно в процессе работы создать некое новое измерение, сочинить такое пространство, такую среду, куда бы было приятно актерам заходить. Вот мы без кваса репетировать не можем. Каждый день квас, лук, огурцы, хлеб чёрный. Я в одном магазине у вас в Новосибирске нашёл жареных пиявок — и тоже актёрам приносил. Очень вкусная вещь, вы попробуйте.
 
О спектаклях Сергея Федотова
Мои спектакли — это всегда очень мощная атмосфера на сцене. Огромное количество театров думают, что атмосфера — это свет и звук. Нет! Атмосфера — это та энергетика, которую излучают артисты и которая всех в это электрическое поле затягивает.
 
Зритель, приходя на спектакль, должен ощутить энергию — и актёрскую, и зрителей, сидящий рядом. И она, как мячик, перебрасывается на сцену, а со сцены в зал.
Кроме того, Федотов ставит всегда комедии, даже если смешного в произведении не очень и много. Вот, «На дне» — очень смешной спектакль, там зрители у меня от хохота просто умирают. На гоголевской «Женитьбе» мы даже скорую пару раз вызывали, потому что от гомерического хохота у людей бывают приступы. В «Господах Головлёвых» гомерического хохота не будет, но это тоже спектакль с элементами комедии. Трагикомедия — мой любимый жанр.
 
 
И, конечно, каждый мой спектакль — это гипнотический сеанс. Я должен в каждом авторе найти свой гипноз. Я должен сделать так, чтобы зритель пришёл и загипнотизировался, забыл на какой-то момент, что он в театре.

Вернуться к прессе