кассы: +7 (383) 266-25-92
ежедневно с 10.00 до 18.45
администраторы: +7 (383) 266-26-08
 oldhouse@mail.ru
Контактная информация
Версия для слабовидящих

       

 
Интервью самого известного русского постановщика самого известного современного драматурга

Cпектакли Сергей Федотова идут как в России, так и за рубежом. Рабочий график режиссера расписан на годы вперед, но 19 и 20 декабря Сергей Федотов и Мартин МакДонах встретятся на сцене театра «Старый дом». Для своей первой постановки в Новосибирске режиссер выбрал одну из самых блистательных макдонаховских пьес – «Калека с острова Инишмаан», которую в своем театре еще ни разу не ставил.
- Сергей Павлович, почему вы решили создать именно мистический театр и каков этот театр?
- В далеком 1988-м году, я был молодой, дерзкий, и решил создать первый в России, а может даже и первый в мире, Мистический театр. Театр, аналогов которому не было. Театр, который существовал только в моем воображении. Театр, сочетавший в себе авангард, эксперимент и традиции русского психологического театра. Для этого я синтезировал театральные направления, созданные тремя известными режиссерами - Анатолием Эфросом, Эймунтасом Някрошюсом и Ежи Гротовским. Базу, на которую все это могло опираться, я нашел у Михаила Чехова. Так и возник пермский театр «У моста», который и в России, и за рубежом называют мистическим. Во всех наших спектаклях наблюдается инфернальность, мистичность, присутствие потусторонних сил. Мы ставим только те произведения, которые связаны с мистикой (в нашем репертуаре Гоголь, Булгаков, Достоевский, Шекспир) и в каждом спектакле стараемся открыть новую театральную реальность, связанную с инфернальным миром. Кстати, когда наш театр открылся, на наши спектакли началось паломничество черных и белых магов, колдунов, чародеев и экстрасенсов.
- Не страшно было работать со столь опасной публикой?
- Театр «У моста» - очень смелый театр. Мы ничего не боимся, но при этом никогда не выходим за черту дозволенного. Мы не изгоняем черные силы и не заигрываем с ними. Мы знаем, что они существуют и что переход за черту – вещь опасная. Мы балансируем на границе двух миров, но не нарушаем правил игры. Мы существуем параллельно с темными силами, благодаря чему никаких неприятных ситуаций в театре до сих пор не происходило. К тому же не стоит забывать, что в потустороннем мире есть не только темные, но и светлые силы. Мы апеллируем именно к ним. Каждый наш спектакль – о Боге. Наша внутренняя лаборатория сложна, загадочна и непредсказуема. У нас все построено на внутреннем ощущении, интуиции. Во время репетиций мы шаманим, хулиганим, проводим тренинги, и в результате рождаем нечто неведомое даже для нас.
- Репертуар театра «У моста» на 99% состоит из русской и зарубежной классики. Как среди мэтров оказался современный драматург Мартин МакДонах?
- МакДонах появился неожиданно. Три года назад на гастролях в Праге я увидел спектакль по МакДонаху и был потрясен, оглушен, ошарашен. Я понял, что родился новый современный драматург, которого сразу можно причислить к классикам. МакДонах имеет свой стиль, свои сюжеты и свои яркие парадоксальные характеры, чем отличается от большинства современных драматургов. Его мир многоплановый, сложносочинённый, абсурдный, жестокий и человечный одновременно. Смешное и страшное парадоксальным образом сплавлено в единое целое, как, впрочем, это и бывает в жизни. Однако МакДонах это не «чернуха» и не театр жестокости. Этот драматург целомудрен и человечен. Он любит своих «непутёвых» героев, а его «непутёвые» герои любят друг друга. Просто это не лежит на поверхности. Это настоящий психологический театр, очень жизненный, и одновременно яркий и парадоксальный, неожиданно шокирующий и даже инфернальный.
Сначала мы поставили один спектакль, потом всю трилогию сразу, мы его проглотили с алчностью, с какой людоеды проглатывают вкусных людей. Каждую пьесу репетировали всего по две недели, причем тексты пьес переводили сами. И только после того, как МакДонах прошел на нашей сцене, Россию охватило повальное увлечение этим драматургом. Сейчас насчитывается около ста постановок по пьесам МакДонаха, но в прессе пишут, что кроме пермяков до сих пор еще ни один театр не подобрал ключа к уникальной драматургии МакДонаха.
- В продолжение темы: каждая вторая статья о ваших спектаклях начинается с пассажа о том, что вы взорвали не только Россию, но и Европу. Действительно взорвали?
- Взрыв был. И не раз. Театр «У моста» - единственный театр, который может выехать на гастроли в Европу и вывезти одновременно сем или восемь спектаклей. Перевоз декораций вообще-то стоит безумных денег, но у меня есть свой секрет. Я являюсь не только режиссером, но и художником-постановщиком своих спектаклей, то есть сам придумываю сценографию. Я ставил спектакли во многих зарубежных театрах и знаю там не только артистов, но и декорационные склады. Поэтому я заранее до гастролей выезжаю и подбираю адекватные и близкие нашим спектаклям декорации. В итоге у нас на сцене имеется большая полнометражная художественная декорация. Так мы и взрываем Европу. Как отмечают все критики без исключения, такого синтетического театра и таких синтетических актеров, как в театре «У моста» больше нигде нет. Мы можем играть любые жанры, и каждый наш спектакль – отдельный авторский театр.
- За этот авторский театр вы, как известно, получаете немало премий. Как, кстати, вы к ним относитесь?
- За 20 лет мы побывали на 36 международных и 27 российских театральных фестивалях и на гастролях в 10 странах Европы. Я имею огромное количество премий и гран-при. Три года назад получил Национальную премию Чехии за лучшую режиссуру. Чешские критики и театральные деятели были очень удивлены: ведь впервые в истории премии лучшим режиссером был признан иностранец, к тому же русский. А русских в Чехии не любят – слишком хорошо они помнят наши танки. Это еще раз доказывает, что у них демократия и в этом вопросе работает. А наша «Золотая маска» – это политика со всеми вытекающими: собираются все свои и делят все между своими.
- Вам важна реакция зрителей?
- Не просто важна. Театр, построенный по системе Михаила Чехова, неразрывно связан со зрителем. Зритель и спектакль – это единое целое. Реакция зрителя – продолжение игры артиста. Чехов писал: я чувствую зал, чувствую, кто там сидит, налаживаю с ними контакт и играю именно для этого зала. Наши спектакли существуют в едином контакте со зрителем. Актеры создают поле, которые ощущают все зрители. Своего рода гипноз или спиритический сеанс. Я еще забыл сказать одну вещь: мои спектакли строятся, как многослойный пирог. В спектакль вкладывается сразу несколько уровней восприятия. Не очень сведущий в театре человек считывает, к примеру, два уровня, образованный зритель – пять, критик – десять и даже те, кто интересуется элитарным театром, найдет для себя немало интересного.

Юлия ЩЕТКОВА



ПРЕМЬЕРА




Поиск по сайту
 
  ВАКАНСИИ  Статьи  Блог  Новый блог  Блоггер